На протяжении первого сезона в лагере «Соснячок» сотрудники психолого-педагогического центра «Гармония» оказывали квалифицированную психологическую помощь детям из семей, пострадавших от паводка.
Сотрудники психолого-педагогического центра начали свою работу в лагере в воскресенье, 15 июня. В этот день дети встречали своих родителей, готовили им концерт. А к детям из Чарышского и Быстроистокского районов родители приехать не смогли, поэтому так важно было приехать сотрудникам центра к детям именно в выходной день.
В состав психологов, посетивших летний оздоровительный лагерь «Соснячок» вошла Елена Леонидовна Абузова, директор центра «Гармония». Она встретилась с детьми, с которыми работала в эвакуационном пункте поселка Приобский в группе психологов по направлению Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края. Встреча была очень теплой, т. к. дети начали вспоминать о доме, рассказывать, как они играли и общались. По словам детей, Елена Леонидовна ассоциировалась с их домом, явилась человеком, который привез им привет из родных мест. Она организовала и провела терапию творчеством. Дети рисовали, лепили, фантазировали, творили, самовыражались через художественно-творческую деятельность. Давно известно, что терапия творчеством – лучший способ реабилитации.
Елена Викторовна Пойда, психолог, сотрудник АКИПКРО, проводила с детьми занятие «Ангел-хранитель мой». Вместе с ней дети учились делать куклы-обереги. Детям занятие очень понравилось, а самое главное – они изготовили ангелов не только для себя, а в первую очередь, делали их для своих родителей и близких людей, оставшихся дома.
Юлия Олеговна Шевелева организовала для детей детский «Салон красоты». Такое занятие подняло детям настроение, доставило много радости, вызвало улыбки. А положительные эмоции, которые пережили дети в «Салоне красоты», позволили им отвлечься от грустных мыслей.
Приехав в лагерь в следующий раз, специалисты центра «Гармония» постарались организовать с детьми разнообразную деятельность, учитывая их интересы. Детям, которые проявляли особый интерес к творческим занятиям, предложили сложить мозаики из бисера. Работы получились красивыми. А Марина из Чарышского района настолько вдохновилась, что решила сделать всем в подарок рисунки лошадей. Лошадки у нее получились просто замечательные!
Мальчики очень увлеклись конструированием. Собрать модель машинки оказалось не так-то просто, потребовалось не только много терпения, ума, аккуратности, но и много времени. Все вместе они договорились закончить сбор модели вечером.
В этот день также продолжил работу детский «Салон красоты». Дети с удовольствием учились плести оригинальные косички, делать прически, примерять шляпки и сумочки и вести при этом непринужденную беседу об эстетике одежды. Девочки, которых воспитатели с большим трудом переодевали, после посещения «салона» пообещали самостоятельно переодеваться без капризов и 5 раз на день!!!
Увлекательным занятием для детей оказалось рисовать свое имя, делать свою визитку. Эта творческая деятельность помогла детям повысить свою самооценку, раскрыться, эмоционально расслабиться, позитивно пообщаться со сверстниками.
Настольные игры тоже доставили детям много разных эмоций – кто-то радовался, что победил, кто-то, немного расстроившись, четко решил одержать победу в следующий раз. Надо только быть внимательнее!
В лагере также прошли соревнования по волейболу между детьми, приехавшими отдыхать в лагерь из города, и детьми из Чарышского и Быстроистокского районов. Победила дружба!
Но самые позитивные эмоции оставил фейерверк из мыльных пузырей, который устроили взрослые и дети! Каждый ребенок получил набор для запуска мыльных пузырей и смог поучаствовать в конкурсе на выдувание самого большого мыльного пузыря! В этом конкурсе лидировали мальчики, а девочки поддерживали их радостными возгласами, громкими аплодисментами.
«На следующий день мы ехали в лагерь играть, поэтому подобрали много разнообразных игр, – рассказывает Денис Евгеньевич Краснов, заместитель директора по УВР центра «Гармония». – День начали с психологической игры в кругу, позволяющей детям ближе узнать друг друга. Передавая мяч, они рассказывали о том, как их зовут, где живут, что любят, называли цвет, которому соответствует их нынешнее настроение, называли прилагательное, определяющее их эмоциональное состояние. Игра сплотила детей и все вместе они пришли к выводу – все люди разные, каждый индивидуален, у каждого свои интересы, вкусы, увлечения, настроения.
В играх «Ласковый коридор», «Моечная машина» мы использовали телесные техники. Проходя по «Ласковому коридору», многие дети не могли принимать психологические поглаживания. Делать и принимать комплименты в этом возрасте сложно. Но, не смотря ни на что, им очень нравилось это делать. Выражения лиц было тому подтверждением.
Игра, в которой надо было без слов, а только прикосновением передать свои наилучшие пожелания соседу, позволила заметить тех детей, которые уже крепко подружились. Они очень тепло выражали свои чувства друг к другу. Также мы поняли, что есть еще дети, которые испытывают определенные трудности в общении со сверстниками. Но то, что они все-таки самостоятельно присоединились к группе и проявили желание играть вместе со всеми, нас порадовало.
Наши волонтеры – Лена, Аня и Андрей организовали командное соревнование, по окончанию которого каждый участник получил в подарок воздушный шарик.
Психолог центра – Мария Валерьевна пригласила детей к творческой деятельности «Мой мир и Я», в результате которой появились два больших коллективных коллажа.
Вместе с детьми мы решили, что в следующий раз будем писать письма домой, поэтому сегодня мы побеседовали с детьми о почте, о том, как доставляются письма адресатам. Каждому ребенку мы подарили блокнот, в который они могут записывать свои секреты и желания.
Письма домой в какой-то степени компенсируют нереализованные потребности в положительных эмоциях, – продолжает Денис Евгеньевич. – Поэтому мы стремились получить эти эмоции через общение с родными и близкими людьми посредством писем. Современные дети гораздо чаще пользуются компьютерами, мобильными телефонами, но очень редко пишут письма, поэтому для наших детей это занятие оказалось совсем непростым. Сначала мы вспомнили о том, чем раньше писали письма и на чем, как и кто доставлял письма адресатам, о чем можно писать в письме. Потом рассматривали конверт, учились писать индекс, подписывать, указывая отправителя и получателя письма. Каждому ребенку предложили чистый лист бумаги, ручку и помогли тем, кто затруднялся подобрать теплые, добрые слова для своих родных – мам, пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Многие дети дополняли свои письма рисунками. Уже сегодня эти письма отправятся адресатам в Быстроистокский, Чарышский и Советский районы.
Наблюдая за детьми, анализируя и подводя итоги наших встреч, можно отметить, что адаптация большей части детей прошла хорошо. Дети научились жить в коллективе сверстников, понимать, принимать и помогать друг другу. Они преодолели страхи. Если раньше они боялись воды, дождя, что их затопит, то теперь они каждый день просятся купаться и обливаться. Преодолен конфликт мотивов «хочу — надо», который вызывал проявления агрессивного поведения, внутриличностный конфликт, болезненные эмоции и страхи.
В конце смены мы привезли в лагерь фокусников. Правда, по возрасту, они такие же, как и дети, которые отдыхают в лагере, но они уже более двух лет обучаются волшебству. Наши фокусники – Нечаев Сергей и Кузнецов Игорь, немного волновались перед выступлением, но очень основательно к нему подготовились и смогли понравиться детям, зарядить их позитивными эмоциями. Больше всего эмоций вызвал фокус, когда из волшебной шляпы появились сладкие конфеты! Оказалось, что многие дети тоже умеют делать фокусы и после представления у них завязалась интересная беседа о том, где и как обучаются волшебным трюкам. Сережа и Игорь охотно отвечали на вопросы заинтересованных ребят.
Время не стоит на месте. Скоро ребятам предстоит покинуть лагерь. В разговорах с ними мы почувствовали легкую грусть от того, что скоро они разъедутся в разные стороны и не смогут видеться с теми, с кем уже крепко подружились. Но все они очень сильно ждут встречи со своими родными и близкими людьми. Было заметно, что дети беспокоятся – куда они приедут… Поэтому сегодня, как и в первую нашу встречу, мы много разговаривали, вспоминали, старались снять напряжение. Ведь улыбка, во время сказанное нужное, ласковое слово, поощрение тоже творят маленькие чудеса, делают мир светлее».
По материалам сайта: гармония22.рф